«Умные каникулы в Ботаническом саду»: завершилась V летняя эколого-просветительская смена для школьников
30 07 2025

С 30 июня по 4 июля 2025 г. прошла V летняя эколого-просветительская смена для школьников «Умные каникулы в Ботаническом саду». Программа представляет цикл ежедневных 4- часовых занятий для детей по дисциплинам биологического профиля. Первая половина занятия была посвящена обучающим теоретическим урокам и полевым экскурсиям, вторая – практическая, творческая или игровая, в ходе которой закреплялись полученные знания. Организатор летней программы «Умные каникулы» – заведующая лабораторией интродукции АФ БСИ ДВО РАН, к.б.н., доцент Анна Николаевна Воробьева. В этом году участниками программы стали 10 детей возрастом от 8 до 14 лет.






Первый день «Умных каникул» день был посвящен ботанике. Ребята знакомились с ботаническим садом, во время обзорной экскурсии в полевых условиях узнавали растения. Вторая часть – творческая, декорирование шоперов с использованием отпечатков листьев растений и мастер-класс по изготовлению флорариума с суккулентами.









Во второй день ребята знакомились с почвоведением под руководством к.с.-х.н. Александра Валерьевича Науменко. Теоретическая часть включала рассказ о том, что такое почва, как она образуется, а практическая – изучение почвенных горизонтов в полевых условиях на почвенном разрезе, исследование таких важных морфологических почвенных характеристик, как механический состав и цветность. Изучение почв продолжилось и в процессе творческого мастер-класса по лепке из глины, который провела художник-керамист Елена Иннокентьевна Брест, председатель Амурского отделения Союза художников РФ. Елена Иннокентьевна познакомила ребят с разными видами глин, используемыми для изготовления керамики. Из белой глины ребята мастерили декоративные тарелки.






Темой третьего дня была «Гидрология» – наука о воде, водных объектах и водных организмах. Что такое вода, ее свойства, значение для живых организмов и для окружающей среды; виды воды на планете, какие водные объекты встречаются в природе. В игровой форме ребята оценили запасы пресной воды, познакомились с проблемой загрязнения воды. Далее была практическая работа «Кто живет в капле воды», где вода изучалась как среда обитания живых организмов. Из водных объектов прямо на территории ботанического сада, из лужи, фонтана, водоемов – были взяты образцы, в которых ребята обнаружили живые организмы не только видимые обычным зрением – головастиков квакши и дальневосточной лягушки, тритонов, но и микроскопические объекты – водоросли, простейшие, личинки комара.












В четвёртый день программы состоялось знакомство с энтомологией. Экскурсию «Насекомые ботанического сада» провела заведующая кафедрой биологии и методики обучения биологии БГПУ, к.б.н., доцент Елена Ивановна Маликова. Ребята познакомились с методами изучения энтомофауны и ее биоразнообразием. Знакомство с насекомыми было продолжено беседой А.Н. Воробьевой «Инсектотель – чей домик?» и игрой «Растения и опылители». В завершении ребята самостоятельно выполняли обустройство инсектотеля под руководством директора АФ БСИ ДВО РАН, к.б.н. О.В.Жилина. Ребята мастерили укрытия для разных насекомых, которые применяются в инсектотелях.






Заключительный день «Умных каникул» был посвящен экологии. Ребята узнали о правилах поведения во время отдыха на природе «Семь принципов экологического поведения туриста «Уважай природу»» и изготовили тематические коллажи, объясняющие каждое правило, в виде бумажных человечков. Для закрепления правил провели настольную игру «Однажды на природе». Завершился последним день квестом с заданиями по пройденным темам. Пять команд по два человека прошли по маршруту из 5 станций, на которых выполнили задания с применением полученных знаний: разгадали кроссворд, рассортировали мусор, определили грибы, объяснили без слов правила поведения на природе.






Занятия «Умных каникул» проводились с использованием полевых дневничков, специально разработанных для каждого дня программы. Ежедневная информация включала образовательную, справочную часть, таблицы для заполнения и домашние задания. Все пять дней дети играли в игру «Тайный друг», которая объединяла их в общую группу. Имя друга определилось жеребьевкой первого дня, ежедневно дети писали письма и готовили небольшие подарки для своего друга. В последний день «Умных каникул» ребята узнали имена тайных друзей. В конце программы ребята получили сертификат о том, что они были участниками просветительской программы по биологии «Умные каникулы» в объеме 20 часов.




Мы благодарим наших замечательных педагогов – Александра Валерьевича Науменко, Елену Иннокентьевну Брест, Елену Ивановну Маликову за помощь в проведении «Умных каникул». Также очень признательны волонтеру, ученику МОБУ Средняя общеобразовательная школа №5 г. Благовещенска Горевому Ермолаю за ежедневную помощь в организации занятий.